Если говорить о ценах на топливо, то сразу встает вопрос о топливной эффективности парка воздушных судов российских компаний. Говоря о грузовых самолетах, отметим, что при эксплуатации новых прогрессивных моделей затраты на топливо составляют примерно 30-35% общих расходов компании. В то время как эксплуатация старых самолетов – таких, как DC-10, Boeing 747-200 – это уже 55-60% расходов. При этом система топливных надбавок не компенсирует расходы на керосин, которые растут быстрее, удается прирастить доходы.
Потому очевидно, что конкурентные преимущества и будущее на стороне тех авиакомпаний, которые оперируют парком перспективных воздушных судов. Формирование грузового парка во многом определяется богатством домашнего рынка и рынка авиа перевозок. В нашей стране этот рынок пока не богат. И в такой ситуации рискованно делать ставку на самолеты большой вместимости.
Большие самолеты вместимостью свыше 90 тонн заказывают компании с богатым собственным рынком – Республика Корея, КНР, Гонконг, Япония, Сингапур. В Европе картина противоположная – французские и немецкие авиаперевозчики эксплуатируют воздушные суда средней вместимости – до 90 тонн.
Если рассматривать мировые авиастроительные концерны, то с нашей точки зрения, Boeing имеет во много раз больше наработок в области грузовых самолетов по сравнению с Airbus, а также значительный опыт конвертации пассажирских самолетов в грузовую версию.
На российском авиационном рынке предлагаются новые грузовики ИЛ-96-400Т. Но будем откровенны – большие опасения вызывают возможности отечественного двигателестроения. Испытание двигателя ПС-90-А1, который является неглубокой модификацией ПС-90-А, используемого на пассажирских ИЛ-96-300, показывает, что форсирование двигателя для усиления тяги может привести к снижению его надежности и ресурсных характеристик, а также увеличению стоимости его обслуживания.
Другим недостатком ИЛ-96-400Т является ограниченная дальность полета при полной коммерческой загрузке. При этом MD-11 имеет схожие характеристики, но это известный, проверенный, надежный самолет. И все же будем надеяться, что новые грузовые ИЛ-ы также покажут себя с хорошей стороны.